Реклама

Офени. Путь света

Печать

О том, что в окрестностях Коврова некогда существовали «особенные люди» - офени - из наших с вами современников мало кто знает. Локальных исследований на эту тему немного. Единственным ценным источником являются исследования этнографа А. Андреева «Очерки русской этнопсихологии».

masl-shedr-01

Автор прожил несколько лет в глубокой деревне ковровского района, изучая офенство - субкультуру с налетом мистицизма, называемую иначе Тропой. Однажды, будучи еще студентом, Андреев нашел у себя на чердаке старую потертую тетрадку с записями и зарисовками своего деда, отошедшего в мир иной.  Автора заинтересовали необычные, несвойственные деревенским мужикам измышления и иллюстрации. За подробностями он отправился в ту самую деревню, откуда был родом его дед. Бабушки и дедушки, приютившие у себя А. Андреева, и были, по его словам, «последними офенями», скончавшимися в 1996 году.

reklama3

Офеня (он же афеня, скоморох, ходок, мазык, коробейник) — странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками, преимущественно из крестьян Владимирской губернии. В 19 веке наиболее распространенным тайным языком был именно язык офеней. Это был особый условный язык (офенский), помогающий «выживать» в сложных ситуациях. И вопреки сложившемуся стереотипу словосочетание «ботать по фени»  произошло вовсе не из тюремно-лагерного жаргона, а именно из офенской среды.  На этом языке договаривались о ценах, о маршрутах, сообщали, какие товары несут с собой. О коробейниках писал Н.А.Некрасов:


«По фене не говорят, а ботают. Ботало - язык колокола, чем бьют, звенят, громыхают. Главный персонаж похорон – «жмурик». Слово понятное, от глагола «жмуриться». Играть на похоронах ради денег – «лажать», от французского «лаж», что означает «доход».. Играть для себя, ради искусства – «лабать», от литовского «лабас» - «хороший».

Так, более понятным становится смысл слов, «проскользнувших» из секретного языка офеней в нашу повседневную речь.

e9f516cd58b1

В.И. Даль называет офеней картавыми проходимцами. Картавые - значит ломающие язык. При этом сами офени свой язык называли не феней, а Маяком или Светом. Вот как пишет А. Андреев: «..когда в дороге встречались двое мазыков, они приветствовали друг друга словами:

– Ты со светом?

– Со светом по свету.»

Это был своеобразный пароль. И неслучайно в этих «кодовых словах» наших предков фигурировало слово «Свет».

imgB.asp

Существует точка зрения, что история офеней началась в XV веке, когда на Русь переселилось значительное количество греков. Большинство из них занялось торговлей; все они называли себя выходцами из Афин. Русские и называли греческих торговцев по их самоназванию «афинянами», то есть «офинянами», «офинеями» или «офенями». Через век бродячие торговцы стали считать себя отдельным тайным обществом на Руси; от странствующих скоморохов, купцов и ремесленников они переняли уклад жизни, а от паломников — книжную премудрость и греческие слова. Сами себя они и стали величать офенями. А окружающие люди только могли догадываться о мире Тропы, пропитанным тайными знаниями и могущественной силой.  А. Андреев пишет:

«Сознание, по офенским понятиям, было не только материально, но имело у каждого живого существа и весьма определенную структуру – «состав». «Состав»  гораздо лучше подходит в данном случае, потому что человек в его «тонкой», то есть духовной части, представлялся им составным из нескольких тел, как матрешка. Снаружи находится, так называемый, пустырь или поселенный (вселенный) пузырь. Природа его пустотна, почему и возможно вселение в него того, что мы именуем человеком. Дед называет его словом Гвор. Поскольку сознание правит Силой, как это видели офени, то следующим идет тело Силы. Сила вызывает Движение, отсюда – «телодвижения»... Движение – основа Жизни. И мы имеем особое тело жизни с названием Собь, которым правит особая душа – Жива или Живот. Жизнь творит Тель и поддерживает ее существование. И мы имеем тела, предназначенные для действий с веществом в условиях Земли. Внутри тела заключено еще одно, но тонкое и гораздо более истинное – наша Чувствующая Душа. Офени вполне определенно считали душу телом на том основании, что только тела могут чувствовать боль, а душа ее определенно чувствует. Задача души – хранить в себе Дух, Искру Божию, а также осуществлять связь между ним и сознанием вплоть до его створожившейся части – физического тела..»

images-611

Так складывался мир «Ваньков-дураков». Ведь испокон веков русская деревня считалась населенной сварливыми бабами, дураками-пьяницами да бродящими между ними медведями, с матрешками в лапах. У офеней же «дураком» быть – это быть не как все, не входить в систему «очевидностей»,  «законов», не принимать мир таким, каким тебе его преподносят с рождения, а учиться «самостно мыслить», «уразуметь», делать от сердца, любить. Кстати, малораспространенный ныне  вид русской борьбы «любки», как нетрудно догадаться, произошел от слова «любить».

13665177_0520079220449

Дмитрий Тимофеев (г. Москва), специалист в области гештальт-терапии, экзистенциального анализа, трансперсональной психологии, мастер любков:

« Собственно любков, как некой самостоятельной школы, не было. Просто иногда мужики предлагали друг другу: давай повозимся на любки. Вот встают два человека в Любки. Всю жизнь их учили: сцепился бороться, делай все, что можешь, но победи! Им, может быть, этого и не говорили словами, но, как известно, чествуют только победителей. Их же впоследствии не судят. Как ты там победил, кому какое дело! Главное, что закрепляются в культуре только те способы борьбы, которые ведут к победе. Пусть даже грязной.  А тут полная смена установок: никакой победы, вы должны просто войти в совместное движение и пребывать в нем как потоке. На тренировках тренеры часто сами пытаются давать борцам сходные установки: не вяжитесь, не упирайтесь, работайте технично, просто подвигайтесь! Можно сказать, что в Любках это доведено до совершенства. Просто двигаться, не упираться и не ломить. Бросок получится сам, если ты будешь верен своему видению движения. Любки это что-то вроде мужского воинского танца. Там есть и удары, и броски, и болевые приемы, но нет обиженных и проигравших. Это надо видеть. Когда Любки получаются, играющие воины бросают друг друга и летают по воздуху, кувыркаются и катаются по земле, выламывают друг другу руки, ноги и головы, но царит радостное веселье и нет боли.»

«Высшим пилотажем» на Руси считался так называемый бесконтактный бой. И здесь, как говорится, лучше один раз увидеть, потому как словами это магическое действо не описать.

249e8a8cb0e4

А. Андреев: «Что заставляет Ваньку-встаньку вставать? Для любого разумного человека очевидно, что тяжесть свинца, залитого в низ игрушки. Но офени с огромным подозрением относились к понятию очевидности, прозревая за ним человеческий самообман. Они в большинстве своем были люди, что называется, рукодельные и сами, возможно, изготавливали этих Ванек. Но это не мешало им заявлять, что Ванька-встанька встает не за счет тяжелого низа, а за счет легкого верха. Иначе говоря, он, как и человек, тянется вверх за счет присутствия в нем легкого духа, а не за счет физических законов тяготения. Поскольку место Души и соответственно Духа в груди, то отсюда и название легких – Легкие Ключи. Я думаю, офени прекрасно понимали, что все это всего лишь метафора, позволяющая говорить о таком сложном предмете как Дух. Но относились они к ней предельно серьезно. По их понятиям, Дух человеческий – не более чем присутствие тяги к возвращению домой, что-то типа "нематериальной стрелки компаса, вмонтированной в нас" на время жизни. И проявляется Дух в нас не более чем вопросом: кто я? Откуда я пришел и куда должен уйти? И все! Все остальные проявления "духовности" – чисто культурные явления, то есть определенные обычаи, без которых вполне можно обходиться, потому что их задача – лишь прикрашивать личность, приспосабливать ее к конкретным условиям жизни, в которые она попала. Соответственно, любовь к мудрости философия начиналась и кончалась для них одним единственным вопросом – познать себя! Являясь по сути тягой к себе, жаждой возвращения и самопознания, Дух может осуществить это только заглянув в Мир, в Природу, как в зеркало, для чего изливается в них Охотой и Светом. Проходя сквозь множественные тела, и охота, и свет меняются и по чистоте, и по проявлениям. Охота, например, проявляется и потребностями, и желаниями, и даже целями. Свет тоже приходит в мир в разных видах, но что касается Души, то, пропуская его сквозь себя, Душа поет. У деда есть мысль, которая, может быть, и одна могла бы оправдать все его сочинения: "Бог послал меня в этот мир гуслями, то ли свирелью, чтобы я пел. А я так испугался этого доверия, что думал, не как петь, а как сберечь эти гусли – нарастил вокруг них кучу плоти, одежды, стен, собак завел, личность завел, чтобы лучше защищать вверенное мне достояние. У меня теперь Душа поет, как цепной пес».

catching-the-sun

В этих рассуждениях имеется намек на два важнейших архетипа мышления и, соответственно, культуры – это возвращение и очищение. Возвращение себя – это наиболее общее прочтение таких понятий традиционной культуры, как возвращение утерянного Рая, возвращение народа на прародину, поиск Святой земли, Беловодья, Небесной Руси, Шамбалы, возвращение к Богу, Спасение. Спасение же это возможно только через выбор одного из двух полюсов, между которыми протекает жизнь человека – Чистый или Нечистый, он же Нелегкий (вспомните выражения типа "Куда тебя нелегкая занесла?"). Поскольку "Нелегким", "Нелегкой" называют чёрта, то может сложиться впечатление, что это выбор между Богом и Дьяволом. Но это было бы уже христианское прочтение. Мы же говорим о движущих силах культуры гораздо более древней и насквозь магичной… Нам, русским, очевидно, нужно стать немного иностранцами или научиться пристально вглядываться в самих себя, чтобы наш глаз различал в обыденности собственной культуры следы былого величия и подлинной древности..

http://www.gosklub-smena.ru

http://xn--90aqogfl.xn--p1ai

http://www.psychosomatica.ru

http://ru.wikipedia.org

«Очерки русской этнопсихологии» А. Андреев

 


28 Октябрь 2011
Поделиться
в соцсетях: