Реклама

Ковровские мотоциклы. Взлеты и падения.

Печать
Как же быстро мы склонны забывать свою родную историю. Мировая или национальная история тщательно хранится и оберегается. Но мало кто бережно хранит историю своего родного города. Наверное, лет через 20, никто и не вспомнит, что в Коврове производили мотоциклы.
kovr_yava14-voshod-250-2a-ed

 

Между тем, это было славное время, качеством тогдашней техники горожане могли гордиться по-настоящему. Так бы и канула в Лету вся эта история, если бы ковровчанин Николай Тубаев вдруг не решился стать коллекционером мототехники.

- Да, собственно, коллекционером я стал совершенно случайно, - вводит  в курс дела Николай, - первый ковровский мотоцикл приобрел в 1998 году. Это был К-125, произведенный в 1946 году на нынешнем заводе имени Дегтярева. Вообще, я бы не отказался стать владельцем немецкого мотоцикла «BMW» или «Zundapp». Но случай меня свел именно с К-125, который довольно быстро восстановил. Мотоцикл очень интересный. Прототипом для него стал немецкий DKW - RT125. После войны в Советский Союз вывезли всю документацию и многое из оборудования мотоциклетного завода. Потом его с успехом стали выпускать и в нашей стране. Модель довольно удачная и недорогая для тех времен. Не знаю какие характеристики хотели заложить конструкторы, но сейчас он спокойно «выжимает» 70 км/ч.

Даже отреставрировав такую раритетную технику, Николай Тубаев не почувствовал себя настоящим коллекционером. Через некоторое время хороший знакомый предложил купить еще один старинный ковровский мотоцикл К-175 (на фото). Техника безумно красивая, ее даже называли «ковровской Явой» из-за некоторого сходства с чехословацкой «Явой» 50-ых годов. Собрано их было всего-то около 400 экземпляров. Так что в Коврове вряд ли кто вспомнит К-175. Николаю его даже восстанавливать не пришлось, мотоцикл находился в отличном состоянии. Сколько их сейчас осталось — никому не известно. «Ковровскую Яву» быстро сняли с производства ввиду сложности изготовления. Кроме необычного внешнего вида в ней имелся ряд технологических особенностей. Например, К-175 оснащался аккумулятором для того, чтобы при заглушенном двигателе включать стояночные огни. Изюминкой также стало полуавтоматическое сцепление. Но заводился он, как и все ковровские мотоциклы с кикстартера. До электростартера «зидовская» продукция так и не доросла.

 Но даже имея два неплохих мотоцикла, связанных одной историей, Николай Тубаев не ощущал себя коллекционером. Стать таковым помог опять таки случай. Случай, можно сказать, не совсем благополучный. Когда разделяли территорию «ЗиДа» и «КМЗ» корпус СКБ, где находился и музей мотопроизводства, нужно было освободить. Дали указание в короткие сроки вынести все. Раритные, серийные и опытные образцы продавали за бесценок. Многие ушли к «старьевщикам», торгующими всякими железками на рынке. Некоторые Николай не успел спасти, их разобрали и продали по запчастям. Остальные 5 штук стали собственностью  Николая Тубаева, причем по цене в 5-10 раз превышающей изначальную. «Старьевщики» все-таки тертые калачи, они сделали свою прибыль. На все денег не хватило, часть пришлось занять. Зато теперь Николай стал полноценным владельцем, возможно, самой крупной в России коллекции ковровских мотоциклов.

К примеру, есть тут опытный образец мототехники для Министерства обороны. По указанию маршала Д.Ф. Устинова на «ЗиДе» разработали мотоцикл для десантников, который имел широкую резину и низкую посадку. По задумке их в капсуле спускали на парашюте, затем на него садился десантник и ехал выполнять боевую задачу. Среди всех сразу выделяется «Восход-250». В первую очередь, своим необычным видом. Внешне очень похож на «Иж», в серию он так и не пошел. В те времена Правительство сделало заказ на технику с двигателем 250 см3. Тендер распределяли между Ковровым и Ижевском. На нашу модель уже закупили оборудование, подготовили площади, документацию, затратив около 60 млн советских рублей. Увы, какие-то умные головы в министерстве решили, что «ЗиД», как оборонное предприятие не должен браться за заказ. От всей этой истории остался лишь один экспонат в домашнем музее Николая Тубаева.

Вместе с мотоциклами здание СКБ покинули альбомы с фотографиями, чертежи, почетные грамоты и так далее. Посчитав это все макулатурой, выкинули на свалку. Один сотрудник забрал, что смог прямо из мусорного контейнера и продал нашему коллекционеру. Теперь у него есть уникальные фотографии с соревнований по мотокроссу и мотоболу.  Тогда началось активное изучение спортивного направления конструкторского бюро. Один за одним Николай покупал такие мотоциклы. Но здесь очень много проблем и подводных камней, отыскать эту технику непросто. Главным образом потому, что ей владели спортивные клубы, предприятия либо отделения ДОСААФа. Соответственно, и утилизировалось это тоже централизовано. В гараже у частника мотоцикл имел куда больше шансов сохраниться. Подобные люди часто становятся источником новых экспонатов для музея. Кое-кто даже дарит значки, грамоты и кубки, связанные с мототематикой. Есть и  меркантильные люди, пытающиеся продать кусок металлолома за баснословные деньги.

- Сейчас хочу развеяться расхожее мнение о дороговизне старой техники, - заявляет Николай Тубаев, - так вот, в не отреставрированном виде мотоцикл не стоит ничего. Смешно, когда какую-нибудь развалюху пытаются продать за 60 тыс рублей. Я с удовольствием бы купил все связанное с ковровскими мотоциклами, но не за бешеные деньги. Хочется, чтобы люди прониклись темой сохранения нашей истории. Ведь в перспективе, все мои экспонаты планирую объединить в единую коллекцию по истории ковровских мотоциклов. Здесь будет и сама техника, и грамоты с кубками, и значки, и даже спортивная форма мотоболистов и мотокроссменов. Вся проблема сейчас в помещении, купить или арендовать его пока мне не по силам.

На стене гаража Николая красуется цитата А.С. Пушкина: «Интерес к истории — вот, что отличает образованность от дикости».

Хочется думать, что музей ковровской мототехники все-таки будет востребован среди горожан. Иначе кто мы, если не знаем и не ценим свою родную историю. Конечно, в таком деле, как создание музея поучаствовать должна городская администрация. Качество экспонатов не должно вызывать сомнений. Ведь Николай Тубаев «стопроцентый реаловец». Так называют реставраторов, которые добиваются полного исторического соответствия. Даже маленькие шайбочки или гайки внутри двигателя должны быть именно с тех времен. Естественно, присутствие никаких новоделов также не допускается. Согласитесь, есть какой-то определенный шарм созерцать мотоцикл, который вплоть до гаечки принадлежит своей эпохе.

Для ясности необходимо отметить, что Николай Тубаев к коллекционированию мотоциклов пришел не вдруг и сразу. Еще до армии он занимался мотогонками. А после успел поработать в СКБ, где работал над конструкцией некоторых узлов двигателя. В 1995 году посчастливилось тестировать 5 мотоциклов «Сова» в «Алтайской кругосветке». Путешествие, организованное журналом «Мото», дало массу материала о недостатках наших железных коней. В дальнейшем факты легли в основу отчета, и «Сова» в нынешнем ее виде вышла уже с учетом поправок Николая Тубаева. Увлекается мотоциклами и его сын, который сел за руль «50-кубовой» Ямахи всего в  3,5 года. Да так выучился ездить, что вскоре ему пришлось покупать технику посерьезнее. Таким образом, кроме этого, в гараже Николая стоит 24 железных коня. Из них 21 — ковровские, остальные японские: 1 горный и 2 для дальних путешествий.

Напоследок хотелось спросить у профессионала, так ли безнадежно российское машиностроение, как о нем говорят. Не секрет, что многие презирают русские автомобили и мотоциклы. Не понятно, в связи с этим, как имея талантливых инженеров, смекалистых рабочих, у нас машиностроение в таком упадке.

- Мое мнение — российское машиностроение имеет все шансы выбиться в лидеры, - резюмирует Николай Тубаев, - все для этого у нас есть. Живут в стране талантливые инженеры, дизайнеры, конструкторы. Проблема в плохой организации их работы, причем на всех уровнях. Нет у нас хороших управленцев, и все тут. Чтобы специалист работал, его труд нужно организовать на уровне завода, города, области, страны в конце концов. Пока мы не решим эту проблему не будет у нас ничего, в том числе и хороших мотоциклов.


05 Июль 2010
Поделиться
в соцсетях:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Полезная информация

raspisanie
taxi
погода в городе