Реклама

В Ковровской академии проходят испытания беспилотного автомобиля

Печать

О том, кто управляет автомобилем без водителя, в чем преимущества беспилотника и ждет ли водителей массовое сокращение, мы расспросили Андрея Сергеевича Карпенкова – руководителя проекта, доцента кафедры робототехники и комплексной автоматизации КГТА им. В.А. Дегтярева

С 2020 года Владимирская область войдет в список регионов, разрешенных для проведения испытаний беспилотников на дорогах общего пользования. В Коврове испытания будут проводиться на беспилотнике на базе «Газели» - это совместный проект команды преподавателей и студентов КГТА, специалистов ЗИДа и АО «ВНИИ «Сигнал».

ik Андрей Сергеевич, самый первый вопрос – как система распознает препятствия на дороге?

Препятствия распознаются с помощью нескольких датчиков — лазерный сканер, который позволяет видеть все препятствия в секторе 180 градусов на расстоянии до 70 метров, видеокамера (отвечает за изображение) установленная на лобовом стекле, с ее помощью определяются знаки и дорожная разметка, ультразвуковая система – с ее помощью осуществляется парковка и при малых скоростях движения определяются близко находящиеся препятствия по всему периметру автомобиля.

Лазерный сканер

Все датчики передают свои сигналы на компьютер находящийся в кузове автомобиля, а компьютер уже определяет – что является или не является препятствием, как построить маршрут движения, траекторию движения. Он «говорит» в какую строну нужно повернуть руль, с какой скоростью и в какую сторону двигаться.

Мартынов Олег Владимирович доцент кафедры робототехники КГТА

Эта информация поступает на блок управления, который находится в кабине под сидениями. Человек находящийся в кабине (водитель) в процессе не участвует.

ik Если на дорогу внезапно выбежал человек или лось, как поведет себя автомобиль?

В этой ситуации беспилотник работает лучше, чем водитель. В дорогих автомобилях устанавливается система, которая в случае возникновения препятствия резко останавливает автомобиль. У нас такая система тоже есть, она сама нажимает на тормоз, автомобиль резко останавливается. У нас поставлен в план закупок радио сканер, который вне зависимости от вида осадков, идентифицирует препятствия. Работает до 200 метров, со скоростью порядка 50 герц, т.е. 50 раз в секунду мы сможем понять на каком расстоянии от нас находится объект.

Т.е. внезапно появившийся объект можно увидеть за 1/50 секунды, машина остановится. При этом, если реакция водителя, чтобы нажать на тормоза может занимать несколько секунд, тут за 1/50 секунды препятствие идентифицировано и машина остановлена.

У людей скорость реакции может отличаться и зависеть от разных обстоятельств, беспилотное транспортное средство всегда действует одинаково быстро. Если на дорогу выбегает лось, водитель автомобиля с беспилотником останется цел, лось тоже.

ik У беспилотников скорость может быть более установленной сейчас 60 км в час? По трассе ведь разрешается ехать быстрее?

Мы ставим себе цель максимум 90 км в час, чтобы ездить по городу и за его пределами. По городу есть ограничение – 60. Когда Владимирская область будет включена в список регионов, где разрешено проводить испытание на беспилотниках по дорогам общего пользования, мы будем ездить не выше 40 км в час.

Мы, разработчики, пока не готовы переходить на высокие скорости, например, на 110 км в час. Пока решаем задачи с учетом скорости 60 км в час.

Водитель находящийся в автомобиле может перехватить управление полностью в любое время, изменить скорость и вернуться в автономный режим.

ik Беспилотный автомобиль может выехать на дорогу без водителя? Например, для уборки снега в городе?

Может. Но здесь еще нужно решать задачу идентификации наличия предмета для уборки. Нужен некий датчик-сигнализатор, что вот в этом месте нужно снег убрать, чтобы автомобиль не ездил по маршруту и как пылесос и убирал все подряд.  

ik Беспилотник поможет снизить расходы на водителей, например, в городских службах или на предприятиях?

Водители никуда не денутся. Они будут сидеть за рулем, т.к. отвечают за управление. Но, водитель сможет чувствовать себя более расслаблено

ik Сидеть в телефоне?)

Возможно да, но ответственности с него никто не снимает. Недавно в США был случай, когда водитель Убера с беспилотником не остановил автомобиль при наезде на пешехода. Пешеход нарушил правила, но водителю отвечать придется. Он должен был вмешаться.

Согласно постановлению правительства, ответственность за управление автомобилем с беспилотником лежит на водителе. Потому что водитель вправе и должен вмешаться при возникновении какой-либо внештатной ситуации. По сути, все что сейчас создается это некий аналог того, что уже давно действует в самолетах.

Плюс такого транспорта, несмотря на то, что водитель остается, это экономия ресурсов. Меньшее использование топлива и водитель не будет уставить так, как при управлении обычным автомобилем.

ik Какие у вашей команды планы?

Планируем переходить на новое транспортное средство Газель Некст, которую передала нам компания ГАЗ в прошлом году. Планируем реализовать систему управления автомобилем на новом уровне – чтобы человек на любом этапе смог вмешаться и перехватить управление (сейчас техническая конструкция автомобиля этого не позволяет).

Улучшить систему распознавания препятствий, поиск инвесторов — нам нужен партнер, который поможет продвигать наш продукт на рынок.

У нас есть своя «изюминка» в научном плане, которую мы используем – визуальная одометрия, когда по изменению изображения мы понимаем насколько мы сместились в пространстве, в каком направлении. Пока это никто не использует на конкретном транспортном средстве.

ik Сколько стоит беспилотная система?

Технологический пульт дистанционного управления — им можно дистанционно остановить автомобиль. Например, когда автомобиль едет по дороге на автопилоте, а человек с пультом находится на улице

Стоимость, например, нашего оборудования порядка 3 миллионов рублей. Беспилотное такси Яндекс, которое ездит по дорогам Москвы, это оборудование стоимостью 10-15 миллионов рублей. Это не стоимость машины с оборудованием, это только стоимость оборудования.

ik Покупка системы стоимостью от 3 до 15 миллионов для автомобиля стоимостью, например, 1,500 миллиона, нереальная роскошь. Если водителей не обяжут устанавливать беспилотники, кто тогда ваши будущие клиенты?

Я считаю, что беспилотный транспорт, в первую очередь, интересен транспортным компаниям, предприятиям с закрытыми территориями как ЗИД, ГАЗ, добывающим компаниям. ГАЗ уже запускал в качестве теста автобусы по своей территории для доставки людей от проходных до рабочего корпуса. Еще, можно использовать для перевозки грузов по территории предприятия.

ik Зачем Яндексу такие дорогие автомобили?

Во-первых, для предприятий это отсутствие кражи топлива, водитель не сможет уехать по своим делам. Водитель, который хочет заработать начинает слишком агрессивно ездить, это риск репутационный и риск ущерба. Такое поведение можно отследить и остановить. 

А вообще, тут не вопрос затрат на автомобиль, тут скорее вопрос – кто быстрее освоит данную технологию. Потому что продукта пока нет, все его только пытаются создать. Кто первым создаст беспилотный транспорт, для него сфера транспортных услуг может резко стать дешевле. Потому, что он сможет сократить количество водителей при круглосуточной работе. Роботу не нужен отдых, питание. Он может катать постоянно, работает с не притупляющейся внимательностью. Какой плюс для логистических компаний! Для потребителей это снижение стоимости перевозок и уменьшение срока ожидания груза.

ik По ковровским дорогам с ямами можно ездить на беспилотнике?

А вот ямы мы пока объезжать «не умеем». Фактически поедем по ямам, но техническая возможность есть, мы пока на ней не сосредотачиваемся. Мы хотим научится сейчас двигаться в практически идеальных условиях. Выделенные нам для испытаний улицы в Коврове находятся сейчас удовлетворительном состоянии.

Моцилев Игорь Юрьевич инженер-исследователь кафедры робототехники КГТА

Мы распознаем на дороге такое препятствие как забор или решетку и объедем ее, но глубокую яму не распознаем и поедем прямо по ней. Тут должен вмешаться в управление человек.

Да, лужи наша система не распознает, но на этот случай есть другая наша разработка – снегоболотоход. Поедет по речке, через лужи без проблем (смеется).

ik При въезде беспилотника с трассы на проселочную дорогу, произойдет снижение скорости без вмешательства водителя?

Если будет установлен знак, то автомобиль скорость снизит. Если знак будет загорожен, например, фурой и камера его не увидит, скорость не снизится. Но есть карты, например, Росавтодора, где с высокой точностью обозначены все знаки, светофоры и т.д. Система будет подключена к такой карте и в случае изменений обновится.

Обновлением разработчик не занимается, система будет обновляться компанией, к которой она подключится.  

ik Когда у нас появятся беспилотники на дорогах?

В плане гражданского транспорта, на мой взгляд, это история не быстрая. По оценкам мероприятия «Открытые инновации» которое две недели назад проходило в Сколково, большая часть участников говорила, что срок 10 лет, когда на дорогах общего пользования появятся беспилотники для гражданского населения.

ik Какие перспективы у компаний разработчиков беспилотников?

Первый кто создаст полностью автономное транспортное средство и перейдет к этапу оптимизации этого решения в плане понижения стоимости, он завоюет рынок перевозок.

В мире пока нет такого решения, пока все находится на стадии испытания.

ik Получается, что мы с разработкой беспилотников идем в ногу со всем современным миром?

Мы не идем, мы бежим вместе!

 

 То, что осталось за кадром. Тормозим на автопилоте

Редакция ikovrov.ru выражает благодарность Анастасии Онищенко - специалисту по связям с общественностью КГТА имени В.А. Дегтярева за организацию интервью


08 Ноябрь 2019
Поделиться
в соцсетях: