Реклама

Очень темно в южных краях

Печать

Публикуем очередной материал про путешествия наших читателей. На этот раз нам расскажут о горном походе.

1 мая. Даже фонари в Краснодаре не разгоняют ночь. Темнота кажется материальной. У нас такой нет.

Больше трех часов мы ехали в нанятой машине по Адыгее, которая началась прямо за околицей Краснодара, на юг. И вот в стороне от дороги тьма разделилась на оттенки. Как будто огромные доисторические мамонты спят вдалеке, и они чернее, чем небо. Это и были горы, куда мы целый год собирались и уже не верили, что попадем. Даже когда билеты были в руках - не верили.

Довезли нас до поселка Новопрохладное, и дорога там закончилась. В этом поселке начинался наш маршрут на гору Тхач. Он не сложный. Мы, например, шли с детьми. Дети были очень довольны. Не с каждыми родителями попадешь в дикие места, где нет телевизора, кафешек, аквапарков, сотовой связи и т.п.

Из двора одного дома нам навстречу радостно выбежала собака и отправилась с нами, пристроившись впереди. Мы ее честно прогоняли. Даже в первый день не кормили. Но собака шла и шла с нами, и как члену группы ей стали отстегивать пайку – все по ложке. Надо сказать, что мы были на маршруте не одни. На стоянках рядом ставились люди из разных других городов. И они пытались кормить нашу собаку, но у чужих она не ела. Она была – наша!

От Новопрохладного началась лесовозная дорога. Ничего грязнее я в своей жизни не видела.

Дорога пересекает несколько раз речку Сахрай. В одном месте добрые люди построили мост.

Дальше пришлось брести вброд.

Нас обгоняли шустрые "буханки" и "шишиги". Народ приветственно махал нам руками и поздравлял с праздником. Мы тоже махали и кричали в ответ.

На слиянии Сахрая и Куны расположена стоянка – довольно широкое относительно горизонтальное место, где несколько групп могут остановиться на ночь. Такие удобные полянки редко попадаются: местность там в основном наклонная. Стоянка называется Тайвань. Об этимологии в туристской среде сложно рассуждать, так что рождение названия осталось загадкой.

На следующий день дорога пошла в гору. С утра пришлось лезть вверх, тропа перед глазами стояла стеной. Чтобы стало понятнее, попробуйте подняться от реки к церкви в районе моста. Только на это уйдет несколько минут, а наш подъем продолжался целый день. Хорошо было только, что лесовозы не берут такой наклон и дорогу не распахали.

К обеду небо захмурилось. Посыпал мелкий дождичек. Потом он стал покрупнее и попротивнее. Медленно и с остановками мы залезли наконец на Княжескую поляну, небольшое плато - следующую нашу ночевку. Там, на просторе, дул удивительно сильный ветер. Хорошо только, что в спину. В сочетании с дождем он подарил нам незабываемые ощущения. Зато этот ветер быстренько тучу сдул, и мы увидели чудо-радугу

Вокруг возвышались скалы, сама же полянка была с сюрпризом. Травка и цветочки резко сменялись скальным обрывом - улетишь, костей не соберешь.

Здесь наша собака устала.

Третье утро тоже началось с подъема.

А выше к крутому склону прибавились снежники.

(Проталина)

Но мы знали, зачем лезли, и не обманулись. Вид на Главный Кавказский хребет.

Теперь налево: траверс массива до вершины и спуск заняли весь остальной день. Горная погода тут показала себя. Мы посмотрели и почувствовали все времена года по нескольку раз. Мы шли прямо через облака.

Вершина! Говорят, с нее видно Эльбрус... М-да. Нам не повезло. Не то что Эльбрус, куда спускаться-то еле нашли.

Козьи тропы.

Хитрый походный быт: надо чай сделать и носки заодно посушить.

Утро четвертого дня. Легкий морозец.

Это был самый лучший день! Ради таких стоит забираться к черту на куличики.

Ночевали в балагане. Это такой домик - одна крыша. Внутри стол, нары и печка. Их несколько на маршруте. Кто ходит на Тхач зимой, останавливаются только в балаганах.

Теперь два дня будем спускаться. Тропа петляет по склонам, но в итоге понижается. Прощаемся с Тхачом.

Животный мир края представлен, в основном, следами этих самых животных. Здесь конкретно, перед нами побывал зубр.

Собака наша нас бросила. Убежала вперед по тропе и не вернулась к ужину. На следующий день мы поняли, почему. Проснулись мы в облаке.

Как-то оно отличалось от тумана, который попозже растает и предвещает хорошую погоду. Это был последний день похода, вечером мы должны прийти обратно в Новопрохладное. Он стал самым тяжелым. Спускаясь, мы вышли из облака. А под облаками что бывает? Правильно, дождь. Он не перестал до вечера, да еще и усилился. Крутая тропа стала пологой и доступной лесовозам. Ботинки обляпались грязью, каждый потяжелел на целую тонну. Вес рюкзака, как замечено, в конце похода, когда съедены все тяжелые макароны и тушенка, только увеличивается. (Почему? Может, гравитационное поле вокруг искажается?..) Одежда промокла под дождевиком, как будто бы дождь идет вверх. Оставалось только не замечать мокрости. Десять километров до поселка показались нам тридцатью.

Однако в магазин мы успели. Местные привыкли уже к грязным и вымокшим туристам, покупающим водку и колбасу. Но почему-то в поселке не развит гостиничный бизнес. Нам очень нужен был теплый сухой ночлег. Мы готовы были платить за него. Продавщица отправила нас к какой-то Бабе Мане через два поворота направо прямо и налево. Бабу Маню мы не нашли и вписались в полузаброшенный дом. Печка в нем страшно дымила, удобства были под кустом, ладно хоть крыша не текла. Кое-как переночевали.

Собаку, кстати, видели. Сидит в своей конуре на цепи, в наказание за прогул. Обгавкала нас, неблагодарная.

Утром мы уехали в Краснодар. До поезда оставалась уйма времени (специально так спланировали), и мы прогулялись по улице Красной.

Теперь вспоминаем огромные горы, небывалую горную тишину, по-настоящему чистый воздух, прозрачную даль. Невозможно сфотографировать, какие горы большие, какие крутые у них склоны, высокие скалы - и какие же мы, люди, маленькие.