Реклама

Полковник Карпинский — командир «Единой России»

Печать

«Единая Россия» — сегодня это название знает каждый — именно так именуется крупнейшая политическая партия в нашей стране. Но подобный «брэнд» изобретен отнюдь не политологами на рубеже XX-XXI веков, а военными и почти на целое столетие раньше.

 (Сын ковровского диакона офицер полиции Василий Карпинский — отец будущего командира «Единой России»)

 Сегодня уже мало кто помнит, что именно так назывался тяжелый бронепоезд Вооруженных Сил Юга России, которыми командовал генерал-лейтенант Антон Деникин. В летописи Гражданской войны в 1918-1920 годах «Единая Россия» упоминается очень часто, будучи ударной силой белой армии. Именно этот бронепоезд своим стремительным рейдом здорово напугал Советское правительство в Москве, едва не выйдя на дальние подступы к первопрестольной. И вдвойне любопытно то обстоятельство, что командиром этой бронированной крепости на колесах в решающем 1919-м был выходец из Ковровского уезда полковник Владимир Карпинский…

Наши земляки Карпинские

Представители рода Карпинских, особенно те из них, кто достигал офицерских чинов, любили утверждать, что они — потомки старинного польского шляхетского рода. В Мазовии до сих существует городок Карп, из которого вышли польские Карпинские, к которым относится известный поэт Францишек Карпинский — современник нашего Гавриила Державина. Однако разветвленный род их российских однофамильцев — выходцы из духовенства Владимиро-Суздальской епархии. Истоки этой фамилии уходят в XVIII век, когда, очевидно, среди местного духовенства и жил некий Карп, прозвание в честь которого у потомков перешло в фамилию.

(Плакат «За единую Россию» времен Гражданской войны)

При Екатерине II одна из ветвей Карпинских обосновалась в затерянном среди дремучих лесов селе Ивонино, которое до 1778 года относилось к Владимирскому, а потом — к новообразованному Судогодскому уезду. Именно там в качестве священников и диаконов при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери подвизались Карпинские. Последним представителем духовенства из данной фамилии в Ивонино был Ефим Захарович Карпинский. Церковь, в которой он служил, до наших дней не дошла — ее разобрали на дрова после Великой Отечественной войны.

Из Ивонино Ефим Карпинский был переведен в село Милюково Ковровского уезда. Там он и его сын Дмитрий служили диаконами. Внуки Ефима Карпинского уже избрали светскую карьеру. Из них Василий Карпинский достиг офицерского чина. Начинал он полицейским офицером в нашем крае, а затем перевелся в Подольскую губернию, дослужившись до капитана. В карьере ему помог его кузен Павел Рождественский — тоже выходец из духовенства, офицер, позже ухода из армии служивший в полиции города Коврова. Для представителя следующего поколения Карпинских — Владимира Васильевича, сына офицера, уже не было альтернативы, какую карьеру избрать. Во время Первой мировой войны Владимир Карпинский так же, как и отец, достиг капитанского чина. Революцию он не принял, и в 1918-м оказался в рядах Добровольческой армии белых.

9Тяжелый бронепоезд Добровольческой армии «Единая Россия»)

«На Тихорецкую состав отправится…»

Именно тогда летом 18-го на станцию Тихорецкая из Севастополя был направлен особый поезд, который вез пушки, снятые с поврежденных в боях кораблей Черноморского флота. Это та самая Тихорецкая в нынешнем Краснодарском крае, получившая особую известность благодаря песне на стихи Михаила Львовского и музыку Микаэла Таривердиева «На Тихорецкую состав отправится…», прозвучавшей в исполнении Аллы Пугачевой в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Но песню сложили много позже, а в 1918 году именно на Тихорецкой был создан первый тяжелый бронепоезд белых. Он был вооружен дальнобойными морскими орудиями, снятыми с боевых кораблей Черноморского флота — двумя калибром в 102-мм отечественного производства и одним — 152-мм английским системы Канэ (первыми вооружались эсминцы типа «Новик», а второе шестидюймовое было аналогом главного калибра знаменитой «Авроры»). Кроме того, бронепоезд имел на вооружении 47-мм скорострельную пушку системы Гочкиса и 3 пулеметами. Паровоз и орудийные площадки были обшиты броней, что превращало состав в настоящий сухопутный линкор.

Первоначально новый бронепоезд получил название «Батарея дальнего боя», однако в связи с тем, что на подобных «железнодорожных крепостях» служило много морских офицеров, возникла традиция давать бронепоездам названия, словно кораблям. Так с осени 1918 года «Батарея дальнего боя» стала называться «Единая Россия», а весной 1919-го ее командиром был назначен потомок духовенства Владимирской епархии Владимир Карпинский с производством в чин полковника. При нем ударный бронепоезд добился ряда выдающихся успехов на фронте.

(Макет бронепоезда «Единая Россия». Бронепаровоз)

(Макет бронепоезда «Единая Россия». Бронеплощадка со 102-мм орудием)

«Единая Россия» против «Углекопа» и… Волжской флотилии

Утром 19 мая 1919 года «Единая Россия» принял активное участие во взятии важной узловой станции Попасная. Пулеметным огнем бронепоезда были рассеяны цепи красноармейцев, а когда на помощь подоспел бронепоезд красных, «Единая Россия» метким орудийным огнем в течение нескольких минут последовательно поразил переднюю орудийную площадку врага, потом — паровоз, а затем и задний броневагон. В итоге красный бронепоезд «Углекоп» из Царицына оказался полностью разбит и брошен командой. Всего же на счету «Единой России» не менее пяти уничтоженных бронепоездов неприятеля.

В июле того же года в боях под Царицыным, который обороняла армия красных во главе со Сталиным и Ворошиловым, «Единая Россия» не только доставала из своих орудий, бивших на расстояние до 15-16 километров, почти по любому району города и по окрестным станциям. Тяжелый бронепоезд также постоянно участвовал в артиллерийских дуэлях с кораблями красной Волжской флотилии, нанося канонеркам противника серьезный урон. Сухопутный линкор сражался на равных с целым отрядом боевых кораблей!

Легендарный рейд «Единой России»

Порой нападения бронепоездов проходили ночью или ранним утром, когда состав на малом ходу и с погашенными огнями медленно подкрадывался к врагу, открывая в упор ураганный огонь. Именно так исподволь в ночь на 20 сентября 1919 года «Единая Россия» совместно с бронепоездом «Офицер» внезапно ворвались на железнодорожную станцию Курск и захватили городской вокзал, после чего город Курск был взят Добровольческой армией. Оттуда был открыт путь на Орел, который также оказался занят деникинцами. Казалось, что до Москвы белым бронепоездам уже рукой подать. В течение нескольких часов казалось, что «Единая Россия» может рвануть прямо на Тулу, сметая своими пушками все на своем пути. На пусти возможного движения легендарного бронепоезда царила паника. Порой красные части покидали станции, лишь заслышав гудок «единороссовского» бронированного паровоза.

Однако, в конце-концов, рельсы на пути белых сумели подорвать. Кавалерия, а тем более пехота не успевали развивать успех «крепостей на колесах». Вскоре наступление белых было остановлено, а потом фронт попятился обратно на юг. В ноябре «Единую Россию» перевели на ремонт в Донбасс на станцию Енакиевка. Тогда же полковник Карпинский был назначен командиром другого бронепоезда — «На Москву», во главе которого воевал до марта 1920-го. Затем он командовал бронепоездом «Грозный» — вплоть до эвакуации армии барона Петра Врангеля.

(Бронепоезд «На Москву», которым командовал полковник Владимир Карпинский после «Единой России»)

«Болгарский след» полковника Карпинского

После эвакуации морем полковник Карпинский оказался в Турции в лагере белогвардейцев на полуострове Галлиполли между Саросским заливом Эгейского моря и проливом Дарданеллы. Оттуда бывший командир «Единой России» (которая окончательно была уничтожена 1 ноября накануне сдачи Крыма лобовым столкновением с бронепоездом «Георгий Победоносец» в районе Севастопольской Килен-бухты) вместе с группой эмигрантов перебрался в Болгарию, где поступил на службу в 6-й бронедивизион. Болгарский царь Борис III и его окружение привечали белых офицеров — отчасти вследствие общности православной веры, отчасти — в силу крайних антибольшевистских убеждений. Вплоть до 1936 года Карпинский проживал в болгарской столице Софии. Потом его следы теряются. Вероятно, Владимир Васильевич Карпинский умер около того времени. Тогда же в Софии жил другой полковник Карпинский — Николай Викторович — однофамилец первого, кавалерист, умерший в 1938 году. Некоторые историки этих двух Карпинских путают. Так или иначе, окончательная судьба командира «Единой России» до сих пор неизвестна.

Командир советского бронепоезда боялся тени своего дяди

А родственники полковника Карпинского, оставшиеся в Коврове, в течение многих десятилетий всячески скрывали свое родство со столь «махровым» белогвардейцем. Само название «Единая Россия» долгое время служило символом белого движения. Любопытно, что племянник командира тяжелого бронепоезда позже командовал уже советским бронепоездом. Если бы особисты пронюхали о его дяде — полковнике-белоэмигранте, то племянник, несмотря на офицерский чин РККА и заслуги перед Страной Советов, мог запросто отправиться в ГУЛАГ. Однако его родство с Владимиром Карпинским так и не всплыло. Но хотя племянник белого полковника и советский офицер скончался почти 40 лет назад, его наследники до сих пор против упоминания подобного родства в печати и категорически запретили называть их фамилию. Правда, несколько старых фотографий все же позволили скопировать. Но даже у них фото полковника Карпинского нет. Говорят, раньше имелась фотография, где будущий полковник был запечатлен молодым подпоручиком — наподобие нынешнего лейтенанта, но потом ее уничтожили — на всякий случай…

 

( Капитан Павел Рождественский — дядя полковника Карпинского )

 Наиболее сильный бронепоезд Красной Армии «Черноморец» — главный противник «Единой России» в 1919 году. Их поединки в целом окончились «вничью»

 Красный бронепоезд «Углекоп», уничтоженный «Единой Россией» в мае 1919 года

 




17 Май 2015
Поделиться
в соцсетях:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Полезная информация

raspisanie
taxi
погода в городе