Реклама

Вице-адмирал Вильбоа — ковровский помещик и кавалер

Печать

Неподалеку от Камешково находится село с обычным русским названием Горки, где посреди деревянных домиков высится белая церквушка напротив небольшого пруда. 

Петр I беседует с иноземными мастерами и капитанами во время путешествия по Европе

В течение более чем полутора веков почти до начала Великой Отечественной войны эти места входили в Ковровский уезд, а потом и в Ковровский район, а их обитатели называли себя «ковровскими». Именно это селение, далекое от морей-океанов связано с биографией современника Петра Великого российского адмирала Вильбоа, еще при жизни ставшего легендой императорского военного флота…

В 1697 году царь Петр I в составе «Великого посольства» посещал страны Западной Европы. Не преминул он заглянуть и в Англию, где лично встречался с королем Вильгельмом III и живо интересовался новинками техники, морского и военного дела. Намереваясь строить большой флот, государь приглашал иностранных моряков и мастеров различных ремесел в Россию. Среди откликнувшихся на его зов был и 16-летний паренек Франсуа-Гильом де Вильбоа — потомок французских протестантов, эмигрировавших в Великобританию вследствие католической реакции. Несмотря на юный возраст, Вильбоа уже неплохо изучил морское дело и, с дозволения английского монарха, был принят гардемарином в российский флот.

Король Англии Вильгельм III, давший Вильбоа разрешение поступить на русскую службу

В новом отечестве этого полу-француза – полу-англичанина быстро переиначили в Никиту Петровича. Есть версия, что Вильбоа даже принял православие. Он оказался в окружении царского любимца Александра Меншикова. В 1712 году на свадьбе Петра Великого с бывшей служанкой пастора Глюка Мартой Скавронской, прозывавшейся в России Екатериной Алексеевной (позже она стала императрицей Екатериной I), Никита Вильбоа выполнял почетную роль царского шафера. Но преуспел этот дважды эмигрант не в придворных интригах, а на морской службе в многолетней Северной войне со Швецией.

Уже в следующем 1713 году Вильбоа, посадив солдат на 50 рыбацких лодок, напал на 3 шведские бригантины. Один из неприятельских кораблей он взял на абордаж и захватил, а два других поспешили ретироваться. За этот подвиг Никита Вильбоа был пожалован в лейтенанты — в отличие от нынешнего времени тогда данный чин считался весьма высоким. Новоиспеченный лейтенант получил под команду корабль «Лансфер», на котором конвоировал караваны купеческих судов из Данцига в Ревель (соответственно, нынешние Гданьск и Таллинн) и обратно.

Свадьба Петра I и Екатерины I

В 1717 году лейтенант Вильбоа захватил немецкое судно, которое доверху было забито шведской контрабандой — стратегическим сырьем для военной промышленности. Петр I в награду за подобное рвение произвел Никиту Петровича в капитан-поручики флота и назначил его командующим отрядом кораблей. Вскоре крейсера Вильбоа почти полностью парализовали шведскую морскую торговлю. Захваченные грузы с пытавшихся прорвать блокаду шведских судов исправно пополняли российскую казну. В качестве премии отважному капитану, который подчас подстерегал неприятельские караваны прямо под носом у королевских военных эскадр, Петр Великий пожаловал Вильбоа 2000 талеров — по тому времени целое состояние.

В 1719 году шведы, в свой черед, блокировали три корабля Вильбоа в гавани Данцига, отрезав им выход в море. Несколько месяцев русский отряд находился в осаде. Шведская эскадра не решалась атаковать в узком проливе, который находился под прицелом пушек капитан-поручика Вильбоа. В конце концов, отряд отважного капитана без потерь пробился из Данцига и благополучно прибыл в Ревель. Петр I, узнав о завершении данной эпопеи, произвел Вильбоа в капитаны 2-го ранга и назначил его командиром новейшего 66-пушечного линейного корабля «Пантелеймон-Виктория». А в 1721-м в честь заключения Ништадтского мира, который завершил победоносную для России Северную войну, продолжавшуюся более 20 лет, Никита Вильбоа получил чин капитана 1-го ранга. Вскоре он был пожалован в потомственные дворяне Российской империи и награжден за отличную службу имением пределах прежнего Ковровского уезда — селом Горки с окрестными деревнями. Кстати, в числе земельных угодий, относящихся к вотчине с центром в Горках, была и пустошь Камешково, много лет спустя давшая название нынешнему городу.

Петербург в первое десятилетие своей истории

После заключения мира со Швецией Вильбоа отправился в командировку в Астрахань. Там он принял командование над 1-й эскадрой Каспийской флотилии, с которой совершил поход в Персию (Иран), закончившийся подчинением южного побережья Каспия Петру Великому. Вернувшись на Балтику, Никита Петрович командовал линейными кораблями «Святой Михаил» и «Астрахань», выполнял различные поручения царя, например, в Восточной Пруссии нанимал специалистов для флота, как когда-то его самого вербовался на русскую службу.

Даже лодки и галеры русских были грозными противниками шведских парусных кораблей

После смерти Петра I Вильбоа сохранил видное положение и при Екатерине I. В 1727 году ему было доверено строительство одного из первых мостов через Неву в Петербурге, а потом и достройка «коллежских палат» на Васильевском острове. Опытного моряка и администратора Вильбоа назначили членом Адмиралтейств-коллегии, отдав ему под начало «корабельную команду». Фактически Никита Петрович ведал кадрами всего российского флота.

Линейный корабль «Пантелеймон-Виктория», первым командиром которого стал Н. П. Вильбоа

При племяннице Петра Великого императрице Анне Иоанновне, покровительствовавшей иноземцам (ее фаворитом был ненавистный русским Бирон) Вильбоа не воспользовался западным происхождением и вместо того, чтобы заискивать перед двором, отпросился в отпуск, причем «отдыхал» целых два года! Именно тогда он переживал смутную пору в подаренных ему царем Петром Горках. Только в 1732 году Никита Петрович вернулся в Петербург и был отправлен (фактически сослан) из столицы в Кронштадт, где получил малоподходящую для него сухопутную должность помощника командира порта.

Флагман шведского флота корабль «Принц Карл»

Только в 1740 году, когда после смерти Анны, свергнув ее наследника брауншвейгского принца Иоанна, правившего под именем императора Иоанна VI, к власти пришла дочь Петра I Елизавета Петровна, Вильбоа вновь оказался востребован. Новая императрица поручила ему ревизию Балтийского флота. Никита Петрович обнаружил много неисправностей и упущений по содержанию кораблей и портовых строений, а также недостачу денежной казны. В награду Елизавета Петровна произвела сослуживца своего отца в контр-адмиралы и назначила его командиром Кронштадтской военно-морской базы.

Адмирал при императрице Елизавете Петровне. Такой мундир носил и Н. П. Вильбоа

 

Но годы брали свое. В последний раз Балтийский флот под командованием контр-адмирала Вильбоа совершил выход в море в 1746 году. Сам Никита Петрович находился на борту линейного корабля «Александр Невский», на мачте которого развивался его адмиральский флаг. В сентябре 1747-го, после 50-летней службы в российском флоте, полной лишений и опасностей, Вильбоа подал в отставку. Императрица Елизавета Петровна наградила заслуженного моряка чином вице-адмирала и пожаловала ему пожизненную пенсию в размере адмиральского жалованья.

Село Горки — имение, пожалованное Вильбоа Петром Великим

Остаток жизни Никита Петрович Вильбоа провел в своих имениях, в том числе в Горках. Однако его все равно тянуло к морю, и он часто наведывался в Петербург. Скончался «петровский гардемарин» с французской фамилией, английскими корнями и русской душой  255 лет назад в 1760 году, лишь немного не дожив до своего 80-летнего юбилея. Точное место его погребения неизвестно. Не исключено, что адмирал Вильбоа покоится в Горках, которые унаследовал его сын Александр Никитич Вильбоа, занявший в 1762-м высокий пост генерал-фельдцейхмейстера — командующего всей артиллерии российской армии. Так или иначе, ковровчане могут по праву гордиться столь выдающимся земляком, стоявшим у колыбели российского флота.

Родовой герб Вильбоа


26 Декабрь 2015
Поделиться
в соцсетях:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Полезная информация

raspisanie
taxi
погода в городе