Реклама

«Объединенная компания «РусТехнологии» — преемник «КЭЗа»

Печать

Самым первым по времени создания заводом в Коврове был экскаваторный. Он вел свою историю с Центральных железнодорожных мастерских, построенных одновременно с проведением Московско-Нижегородской железной дороги. Официально считавший датой своего основания 1861 год Ковровский экскаваторный завод, который ковровчане кратко именовали «КЭЗ», вскоре мог бы отметить свое 155-летие. Но в начале 2009 года это предприятие стало жертвой экономического кризиса и волевым решением представителей собственника — руководства Группы ГАЗ было закрыто. Ликвидация завода была очень болезненно воспринята ковровчанами, многие из которых поколениями работали на КЭЗе. Несколько лет заводские цеха пустовали, потом начали сдаваться в аренду или продаваться. Постепенно жизнь вновь вернулась на территорию бывшего экскаваторного.

Ковровские железнодорожные мастерские. 1900-е годы

К 155-летию Ковровского экскаваторного завода

Хотя землеройные машины там больше не производят, в самом сердце старейшего завода Коврова, включая самый большой бывший сборочный цех предприятия, сегодня вновь действует промышленное производство по нанесению полимерного покрытия на оцинкованную сталь. Новое предприятие, фактически вдохнувшее новую жизнь в старые стены КЭЗа, организовано ООО «Объединенная компания «РусТехнологии» — дочерней структурой крупной китайской компании, у которой в КНР действует два больших предприятия такого же профиля. Руководство «Объединенной компании «РусТехнологии» с большим интересом и вниманием относится к истории деятельности своих предшественников в Коврове и намерено помогать ветеранам Ковровского экскаваторного завода, оставшимся без поддержки базового предприятия, в том числе отметить грядущее 155-летие КЭЗа, а также 85-летие выпуска первого советского экскаватора «Ковровец», который был изготовлен в апреле 1931 года. Данным историческим событиям будет посвящен цикл публикаций об истории тех производств, которые действовали в Коврове на тех площадях, которые ныне успешно использует ООО «Объединенная компания «РусТехнологии». Первый рассказ — о создании железнодорожных мастерских — предтечи будущего КЭЗа.

 

 

Творение барона Дельвига

Итак, будущий Ковровский экскаваторный завод был основан в 1861 году в качестве Центральных железнодорожных мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. Первоначально задачей предприятия был ремонт подвижного состава. Строительство первого крупного ковровского завода курировал выдающийся инженер-путеец генерал-майор барон Андрей Дельвиг — племянник известного литератора, выпускника Царскосельского лицея, друга и однокашника великого А. С. Пушкина и основателя «Литературной газеты» барона Антона Дельвига. Андрей Дельвиг в детстве и сам общался с Пушкиным, но вместо литературного поприща выбрал карьеру инженера Корпуса путей сообщения.

Барон Андрей Дельвиг

 

Под наблюдением барона Андрея Дельвига в полуверсте к югу от тогдашней границы города Коврова рядом со строящейся железнодорожной магистралью всего за пару лет вручную были возведены слесарный, столярный, обойный, малярный, лесопильный, паровозосборочный, котельный, токарно-колесный, кузнечный и чугунолитейный цеха. В одноэтажных кирпичных зданиях мастерских установили 4 паровые машины общей мощностью в 116 лошадиных сил, 2 вагранки, 44 кузнечных горна, 3 паровых молота и более 300 различных станков, верстаков и приспособлений.

Рядом с мастерскими вырос поселок для рабочих и служащих с магазинами, клубом, столовой, школой. Мастерские, на которых было занято более 1200 человек, дали мощный толчок развитию Коврова в качестве промышленного центра. Всего за десяток лет население и территория города увеличились в несколько раз.

С 1866 года Ковровские железнодорожные мастерские начали заниматься не только ремонтом (как задумывалось изначально), но и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции. Здесь были созданы первые в России пассажирские вагоны с индивидуальным паровым отоплением, впервые сконструированы и построены вагоны для перевозки живой рыбы, багажа, креслокроватный вагон (предтеча нынешних межобластных).

 

Ковровские корни «НТВ»

В 1870-е годы в Коврове разработали и построили «нормальный вагон» — эталон для всех последующих товарных вагонов России и СССР вплоть до 1930-х. Именно эти вагоны, произведенные в рекордном для того времени количестве полумиллиона штук, известные специалистам еще в XIX веке под аббревиатурой «НТВ» (сегодня такая аббревиатура больше известна в качестве бренда одного из российских центральных телеканалов) и рассчитанные на 40 человек или 8 лошадей каждый, перевозили грузы и личный состав во время всех войн, которые вели Российская империя, а потом Советская Россия и СССР от с русско-турецкой и русско-японской до Первой мировой и Великой Отечественной.

 

«НТВ» — ковровский проект

Пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами III класса, построенный в Коврове в 1901 году

Грузовая двухосная платформа, построенная в 1912 году в Коврове, участница Великой Отечественной войны. Экспонат музея на Поклонной горе в Москве

 

Ковровские мастерские первыми в России разработали систему водяного отопления в пассажирских вагонах (состязавшиеся с нашими железнодорожниками американцы проиграли гонку, официально признав российский приоритет и приобретя соответствующий патент), строили классные вагоны (они официально делились на три класса в зависимости от удобств) для всех железных дорог Российской империи. На Петербургской мануфактурной и I Всероссийской политехнической выставках в 1870 и 1872 гг. мастерские получили золотые медали и почетное право помещать на своей продукции изображение государственного герба.

Группа рабочих Ковровских железнодорожных мастерских. 1895 год

 

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов именно в Ковровских железнодорожных мастерских были созданы первые в России военно-санитарные поезда. Два самых первых из них был построен ковровчанами по личному поручению тогдашнего генерал-губернатора Москвы князя Владимира Долгорукова. Санитарный поезд состоял из 17 шестиколесных или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, в том числе 2 пассажирских — для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: кухонного, вагона-кладовой и вагона для грязного белья и умерших в пути. Каждый из этих поездов был рассчитан на перевозку 170 лежачих раненых, причем за годы войны оба состава перевезли свыше 12500 раненых и больных воинов.

В годы Первой мировой войны строительство таких составов велось в Ковровских железнодорожных мастерских в массовом порядке. Каждый состав насчитывал 33 вагона: 22 теплушки для раненых, 2 пассажирских вагона для медиков, 5 вагонов для перевязочной, столовой, канцелярии, бани и аптеки, а также 4 товарных вагона для кухни и складов. Такой поезд мог принять до 400 раненых. Всего в России в 1914-1917 гг. было сформировано более 260 поездов, из них значительная часть создавалась и ремонтировалась в Коврове.

Генерал-губернатор Москвы князь Владимир Андреевич Долгоруков — инициатор строительства первых военно-санитарных поездов в Коврове

Отправление первого санитарного поезда в 1877 году из Петербурга

Команда военно-полевого санитарного поезда во время Первой мировой войны

 


10 Декабрь 2015
Поделиться
в соцсетях:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Полезная информация

raspisanie
taxi
погода в городе