Реклама

Ковровские капитаны

Печать

Брат германского императора адмирал принц Генрих Прусский, главнокомандующий немецкого флота, 15 февраля 1900 года в парадном зале Кильского замка давал обед в честь командира новейшего русского крейсера «Адмирал Нахимов» капитана I ранга Дмитрия Всеволожского, который зашел в Киль по пути на Дальний Восток. 

(Императрица Мария за карточной игрой с членами своей семьи в королевском дворце в Копенгагене)

Принц знал, что по происхождению его гость прямой потомок великих князей из династии Рюриковичей, и с немецким педантизмом принимал Всеволожского, как если бы тот был саксонским или баварским герцогом. Но уважение моряка до мозга костей Генриха фон Гогенцоллерна капитан «Нахимова» заслужил не столько благородными предками, а участием в нашумевшем в Европе инциденте с австрийской эскадрой…

За честь Андреевского флага

Еще командуя легким крейсером, Всеволожский был отправлен засвидетельствовать дружбу России к княжеству Черногории. Но в Адриатике путь русским преградила австрийская эскадра. Австрийцы, давние враги Черногории, не посмели чинить препятствия русскому крейсеру. Но и положенный при встрече иностранного военного корабля салют решили не давать. Это было неслыханное оскорбление Андреевскому флагу. И Всеволожский, недолго думая, приказал навести орудия на австрийские корабли. Увидев, как стволы русских пушек поползли в их сторону, подданные кайзера Франца-Иосифа дрогнули и… отсалютовали, как положено! Хотя одного лишь залпа австрийских броненосцев хватило бы для того, чтобы разнести легкий крейсер Всеволожского на куски. Но, как это часто бывает, верх взял соперник более сильный не броней и пушками, а духом …

Позже именно Генрих Прусский будет командовать немецкой эскадрой, посланной захватить Петроград во время I мировой войны. Но капитана Всеволожского к 1914 году уже не будет в живых. Его ветвь рода пресечется, и след этой фамилии останется лишь во флотских анналах и… в далеком от морей и океанов Владимире на Клязьме. Здесь, в областном архиве до сих пор хранятся списки семьи ковровских дворян Всеволожских. Там сохранились уникальные материалы о наших земляках, которые на протяжении нескольких поколений служили в российском флоте.

(Храм в селе Жерехово — родовой вотчине Всеволожских)

(Ревельское сражение с шведским флотом. С картины А.Боголюбова)

(Бой при Выборге. С картины И.Айвазовского)

Моряк из ковровской глубинки

Родовые имения Всеволожских с начала XVII столетия находились в сельце Пшеничное и сельце Житково Ковровского уезда и в селе Жерехово Владимирского уезда. Но хозяева этих владений появлялись в своих вотчинах лишь во время недолгих отпусков. Со времен Екатерины Великой и до царствования последнего императора Николая II Всеволожские служили во флоте.

Григорий Петрович Всеволожский, ставший первым моряком в этой династии, в 1781 году поступил кадетом в Морской корпус, а уже в 1787-м принял участие в Гогландском сражении со шведским флотом на корабле «Всеслав», где был контужен в голову и ранен картечью в правую руку. Произведенный в лейтенанты, Всеволожский в 1789 году находился в Эландском сражении со шведами. В 1795-1796 гг. Григорий Всеволожский на корабле «Пармен» в составе эскадры вице-адмирала Ханыкова совершил плавание к берегам Англии.

В 1799-м он вышел в отставку капитан-лейтенантом с мундиром и пенсией. В 1818 году моряк-ветеран был избран ковровским уездным предводителем дворянства, заняв высший пост в Ковровской округе. Позже он служил судьей во Владимире, скончался в 1832-м и был погребен в Боголюбовском монастыре.

Земляк Александра Невского

У племянника ковровского предводителя капитан-лейтенанта Всеволожского Дмитрия Андреевича с детских лет была лишь одна мечта — стать морским офицером. В 1833-м гардемарин Дмитрий Всеволожский ушел в свой первый дальний поход. Раньше других он начал осваивать невиданные прежде шумящие и коптящие небо пароходы. Военный пароход, которым командовал капитан-лейтенант Всеволожский, носил громкое имя «Самолет» и ходил не дальше Петергофа и Кронштадта. Но именно за такими кораблями было будущее. Во время Крымской войны Дмитрий Всеволожский, командуя паровым фрегатом «Храбрый», отличился при обороне Петербурга от нападения англо-французской эскадры. За отличие он получил «Анну на шею» и чин капитана II ранга.

Император Александр II перевел отважного офицера в гвардейский экипаж и назначил его командиром личной яхты. Но Всеволожский недолго выдержал на придворной службе и уговорил вернуть его в Кронштадт. Там он сделал успешную карьеру, достиг чина вице-адмирала. Вице-адмирал Всеволожский имел орден святого Александра Невского и очень гордился этой наградой, подчеркивая, что является земляком благоверного князя.

— Мы оба — владимирские, — писал Дмитрий Андреевич, — и у нас много общего. Этот древний государь был великим князем Владимирским, а я считаю за честь именоваться ковровским дворянином. Александр Ярославич бил шведов, и мой незабвенный дядя — тоже. К тому же мне выпало счастье участвовать в постройке винтового фрегата «Александр Невский»…

Адмирал Всеволожский получил специальную премию «за труды по железному судостроению» — так именовали создание нового броненосного флота. В конце жизни заслуженный флотоводец занимал почетную должность председателя Главного военно-морского суда. Адмирал Всеволожский скончался в 1893 году в 78-летнем возрасте, 67 из которых отдал флоту.

Флотские офицеры первой четверти XIX века. Такой мундир носил Андрей Петрович Всеволожский

На палубе парового фрегата «Светлана». С картины А.Беггрова. На мостике крайний справа — старший офицер фрегата Дмитрий Дмитриевич Всеволожский

Любимый капитан императрицы

Третьим и самым ярким представителем династии Всеволожских на морской службе стал сын адмирала Дмитрий Дмитриевич. Митя-младший родился в тревожную пору Крымской войны, когда его отец шел навстречу многократно превосходящим силам неприятеля и лишь чудом уцелел в бою. Может быть, поэтому Митя Всеволожский впитал любовь к морю, смелость и отвагу еще с молоком матери. В 22 года он уже совершил кругосветное плавание. Как отличного моряка молодого офицера назначали на самые современные корабли. Почти 4 года Всеволожский прослужил на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский», а потом был назначен старшим офицером на паровой фрегат «Светлана».

Как когда-то его отец, Дмитрий Всеволожский стал известен при дворе. В 1890-м Александр III назначил капитана II ранга Всеволожского старшим офицером императорской яхты «Полярная звезда». Представительный моряк полюбился императрице Марии Федоровне. Дочь короля Дании Кристиана IX, она каждый год отправлялась домой в Копенгаген, предпочитая совершать это путешествие на «Полярной звезде». В обществе отмечали, что государыня особенно отличала старшего офицера своей яхты. Всеволожский сопровождал августейшую туристку даже на берегу, будучи с надлежащими почестями принят при датском королевском дворе. Король-отец по просьбе любимой дочери пожаловал русскому капитану командорский крест ордена Даннеброга — высшую награду Дании. Желая угодить царице, другие монархи и правители, видя во Всеволожском фаворита императрицы, наперебой стали давать ему свои ордена. Капитан стал кавалером французского ордена Почетного Легиона, получил кресты и звезды от царя Болгарии, короля Италии, герцога Ольденбургского.

Но Всеволожского манила служба на новых кораблях. Он уговорил императрицу отпустить его на боевую эскадру и вскоре получил под команду винтовой корвет «Рында», на котором заставил уважать русский военно-морской флаг невежливых, но трусливых австрийцев. Затем Всеволожского перевели на должность командира только что вошедшего в состав флота броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Но этот корабль предназначался для обороны Финского залива, а капитана манили дальние моря. В 1899-м капитан I ранга Всеволожский получил под начало сильнейший броненосный крейсер русского флота «Адмирал Нахимов», на котором отправился в Тихий океан. Будучи принят по пути принцем Генрихом в Киле, Дмитрий Дмитриевич прибавил к прежним иностранным наградам еще одну — прусский орден Короны. Впрочем, русских орденов у него было еще больше, чем иноземных.

Сохранились подробные донесения капитана Всеволожского, которые он отправлял в Морское министерство во время плавания «Адмирала Нахимова». Будучи одним из лучших офицеров флота, он деятельно готовил корабль и команду к грядущим сражениям, устраивал учения, постоянно совершенствовал материальную часть.

Но в его судьбу вмешались могущественные силы. Императрица Мария Федоровна добилась возвращения Всеволожского в Петербург. Вместо океанского крейсера Дмитрий Дмитриевич получил под команду очередную императорскую яхту. Отказаться было нельзя. Особенно угнетало капитана, что ему пришлось расстаться с друзьями, с которыми проплавал много лет. Например, близкий приятель Всеволожского офицер Александр Лыдыгин служил с ним и на «Полярной звезде», и на «Адмирале Нахимове».

Вдалеке от войны

Вскоре началась русско-японская война. Боевые товарищи Всеволожского сражались в Порт-Артуре, находились на кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры, шедшей на выручку из Кронштадта через десятки морей и три океана. А Всеволожский на яхте «Александрия» катал титулованных пассажиров между Петербургом и Петергофом. На броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине, погиб его друг Лыдыгин. В трагическом для русских Цусимском бою погиб племянник и наследник Всеволожского мичман Петр Андреевич Всеволожский. Продолжатель семейных традиций, Петр служил вахтенным офицером на броненосце «Император Александр III». В сражении при Цусиме этот корабль героически погиб, прикрывая отход эскадры. Экипаж броненосца почти в тысячу человек погиб целиком. Спустя несколько часов в тяжелом бою близ острова Цусима затонул крейсер «Адмирал Нахимов».

Произведенный в контр-адмиралы Дмитрий Всеволожский тяжело переживал утраты. Его угнетало сознание того, что он, боевой капитан и адмирал всю войну провел вдалеке от опасности, получая ордена за счет близости ко двору. Угнетенное состояние привело к развитию чахотки, которая в считанные месяцы свела никогда не жаловавшегося на здоровье «морского волка» в могилу. Ходили слухи, что болезнь была мнимой, а на самом деле адмирал Всеволожский застрелился. Но официального подтверждения эти толки так и не получили. Умер Дмитрий Дмитриевич Всеволожский в 1909 году в 55-летнем возрасте.

Так прекратилась морская династия Всеволожских, более 120 лет служившая России под славным Андреевским стягом. Личных архив Всеволожских погиб в годы революции и Гражданской войны. То немногое, что сохраняется во Владимире, да еще несколько старых картин и фотографий — это все, что уцелело от славной семейной хроники.

Потомству в пример

Но еще осталась память. Недавно в Мурманске на очередном флотском торжестве начальник штаба 11-й эскадры подводных лодок Северного флота, контр-адмирал Сергей Кузьмин, выступая перед сослуживцами, в качестве примера патриотизма и самоотверженного служения Родине неожиданно вспомнил о нашем земляке капитане Дмитрии Всеволожском, который, не задумываясь о собственной жизни, заставил уважать Андреевский флаг. Рассказав давний случай с австрийской эскадрой, который когда-то потряс принца Генриха Прусского, Герой России С. Кузьмин заключил свой рассказ такими словами: «Дай Бог, чтобы каждый сегодняшний моряк так же хранил честь нашего флага!»

Датские принцессы Александра (слева, будущая английская королева) и Дагмара (будущая русская императрица) со своим отцом королем Дании Кристианом IX

Императрица Мария Федоровна

Командорский крест датского ордена Даннеброга

Корвет «Рында»

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»

Контр-адмирал Дмитрий Всеволожский

Друг и сослуживец Д.Всеволожского Александр Ладыгин, погибший на броненосце «Петропавловск»

 

 


06 Декабрь 2015
Поделиться
в соцсетях:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Полезная информация

raspisanie
taxi
погода в городе