Реклама

Яков Солдатов — легендарный подводник из исчезнувшей ковровской деревни

Печать

#75 лет Победы  Наш земляк - Яков Алексеевич Солдатов, сын ковровского крестьянина, один из первых покорителей глубин и участник двух мировых войн капитан 1-го ранга, дважды георгиевский кавалер и обладатель двух орденов Ленина, начинал боевой путь охотой на знаменитый немецкий рейдер «Бреслау», а закончил карьеру в качестве наставника командиров подводных лодок советского военного флота. Удивительно, но командиром подводной лодки он стал, не имея не только высшего, но даже среднего образования!

 Дивизион подводных лодок в Одессе. 1930-е г.

Электрик-самоучка

Яков Солдатов родился в 1888 году в семье крестьянина небольшой деревни Лужки на берегу реки Печуги Тынцовской волости Ковровского уезда (эта деревня попала в число «неперспективных» и перестала существовать в 1960-е годы) и был крещен в храме Смоленской иконы Божией Матери старинного Веретьевского погоста священником Дмитрием Бережковым.

Село Ряхово, где в сельской школе учился будущий подводник; храм Веретьевского погоста Ковровского уезда, где был крещен Яков Солдатов

В семье Солдатовых появилось на свет шестеро детей. Вместе с Яковом росли еще четыре брата и сестра. На дворе у них имелась корова и лошадь, но хотя к числу бедняков Солдатовы не относились, своего хлеба к весне им не хватало, поэтому отец со старшими сыновьями подрабатывали на заготовке леса, в том числе дров для окрестных фабрик. Яша окончил образцовое двухклассное (тогда это выражение употребляли в смысле школа с двумя ступенями обучения) училище Министерства народного просвещения. Образование в Ряховской школе давалось весьма неплохое, и Яков Солдатов считался там одним из первых учеников. Заведующий школой Павел Григорьевич Бормотов поощрял тягу к знаниям крестьянского сына из Лужков и ставил его другим в пример. Однако уже в 15-летнем возрасте Яков вынужденно закончил с учебой. Требовалось работать и помогать родителям.

Трудовую биографию он начал в 1903 году «мальчиком в услужении», то есть помощником приказчика-продавца в мануфактурном магазине в Суздале. Там Солдатов проработал три года. Затем в 1906 году он поступил на ткацкую фабрику купцов Швецовых в деревне Сергеиха подавальщиком. После того, как это предприятие было электрифицировано одним из первых во Владимирской губернии, сметливый паренек, получивший хорошую подготовку в «образцовой» школе, самоучкой освоил азы редчайшей тогда профессии электрика. В 1908-м его официально зачислили в штат подручным фабричного электрика с жалованьем до 12 рублей в месяц. Тогда это была очень неплохая зарплата!

Охота за «Бреслау»

Немецкий крейсер «Бреслау»

В 1910 году 22-летнего Якова призвали на военную службу. Узнав про его специальность, уездный воинский начальник (аналог нынешнего военкома) не размышлял: только на флот! Электрики на военных кораблях, насыщенных новейшей техникой и оборудованием, тогда были на вес золота. Новобранца определили на Балтику. Однако командование Балтфлота пошло еще дальше: электрика из ковровской глубинки направили в Либаву в учебный отряд подводного плавания. Там он стал уже не просто электриком, а электриком-подводником. Затем матрос Солдатов окончил унтер-офицерский класс электриков и в звании унтер-офицера получил назначение на подводную лодку «Краб» Черноморского флота. Это был новейший и тогда единственный в мире подводный минный заградитель — секретное оружие Российской империи. Именно на этом корабле он встретил начало Первой мировой войны.

Черноморский флот наголову превосходил своего главного соперника — флот Османской империи (Турции). Но перед самым началом боевых действий Германия успела передать туркам два новейших боевых корабля: линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Они имели мощное вооружение и большую скорость хода. Русские корабли могли бороться с таким врагом только всей эскадрой, но оба немца легко уходили от тихоходных броненосцев. Пользуясь безнаказанностью, немецкие крейсера топили наши суда и обстреливали российские города. И тогда в июле 1915 года «Краб» вышел на секретную минную постановку…

Результаты оказались отличные. 11 июля при входе в пролив Босфор подорвалась и получила серьезные повреждения новейшая турецкая канонерская лодка французской постройки «Иса Рейс».

Турецкая канонерская лодка «Иса Рейс»

А неделю спустя на выходе из Босфора на минах подорвался и неуловимый крейсер «Бреслау». Лишь близость берега и баз позволила немцам и туркам спасти корабль. Однако «Бреслау» оставался на ремонте вплоть до конца февраля 1916 года и целых семь с половиной месяцев был «вне игры». А «Иса Рейс» чинили аж до 1924 года! За это подвиг (а это был именно подвиг — на кораблике без каких-либо средств навигации скрытно в подводном положении выставить мины под носом у врага) экипаж «Краба» получил награды. Унтер-офицер Солдатов был отмечен Георгиевским крестом IV степени. Позже его наградили еще и Георгиевским крестом III степени, а также серебряной медалью «За усердие» на красно-белой ленте ордена святого Станислава — «за большие заслуги по приведению подводной лодки в боевую готовность».

В 1916 году Яков Солдатов сдал экзамен за звание кондуктора-сверхсрочника (это был примерно аналог нынешнего мичмана) и был переведен на подводную лодку «Орлан» того же Черноморского флота.

У истоков создания нового подводного флота

После революционных потрясений 1917-го во время Гражданской войны Солдатов воевал в Красной Армии — рядовым бойцом на Южном фронте под Курском, Харьковом и Полтавой. А когда в начале 1920-х гг. началось восстановление теперь уже советского флота, военмора (так тогда сокращенно называли военных моряков) Солдатова назначили на подводную лодку «Имени товарища Троцкого» (позже ее переименовали в «Шахтер») Черноморского флота минным специалистом. В 1925 году его перевели помощником командира на подводную лодку «Политрук» (бывшую «Нерпа»). Позже он стал на этой лодке командиром. В 1927 году Солдатов окончил подводный класс Специальных курсов командного состава, однако во многом это была просто формальность, так как подводник с уникальным практическим опытом сам мог научить кого угодно. В 1930-1933 гг. Я. А. Солдатов командовал подводной лодкой Черноморского флота «Марксист» (бывшей АГ-25) американской конструкции.

Подводная лодка «Марксист»

В аттестации Солдатова 1931 года значилось: «Требователен к себе и подчиненным. Авторитетен. Умеет брать на себя ответственность. Поручения проводит настойчиво. Прививает чувство ответственности у подчиненных». В 1932-м Яков Алексеевич, фактически не имевший какого-либо специального образования, блестяще окончил Тактические курсы Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова, в очередной раз доказав свои выдающиеся способности к самообразованию.

В 1933 году в качестве опытнейшего подводника-практика Солдатова откомандировали на Дальний Восток в качестве командира дивизиона новейших подводных лодок типа «М» («Малютка»). Но уже год спустя незаменимого специалиста вернули на Черное море, где он командовал различными дивизионами подводных лодок Морских Сил Черного моря. В 1935 году Я. А. Солдатов был награжден орденом Ленина — высшей наградой СССР с примечательной формулировкой «за выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев». Ему был вручен один из первых орденов Ленина с платиновым барельефом вождя — ныне это редчайший образец и заветная мечта фалеристов.

С 1936-1939 гг. капитан 2-го ранга Солдатов занимал должность начальника отделения Отдела подводного плавания Штаба Черноморского флота, а затем был назначен начальником особой группы при Военном Совете Черноморского флота и уполномоченным постоянной приемной комиссии при Наркомате военно-морского флота по приемке от судостроителей новых субмарин.

Наставник командиров советских субмарин

В суровом 1941 году опытнейшего подводника в чине капитана 1-го ранга, просившего назначения командиром боевой подводной лодки, назначили преподавателем Специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени Кирова в Ленинграде (на кафедру устройств и управления подводных лодок и противолодочной обороны), которые готовили командиров и главных специалистов для подводных лодок. Их требовалось все больше и больше, а обученных кадров остро не хватало. По преданию, его направил туда лично нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов.

Вскоре Ленинград стал прифронтовым городом, а потом и вовсе оказался в кольце блокады. Жизненно важную для флота школу подводников эвакуировали в Дагестан в Махачкалу на берегу Каспийского моря. 

Капитан 1-го ранга Я. А. Солдатов на мостике учебной подводной лодки типа «П» («Правда») (в центре). 1943 год

Однако год спустя война пришла и туда. Преподавателю Солдатову приходилось вести занятия в прифронтовой полосе, а потом отправляться в командировки и выходить в учебные плавания для обучения курсантов в грозное Балтийское море военной поры, где встречи с самолетами, кораблями и минами врага были обычным делом. И все равно учебный план выполнялся неукоснительно, а страна получала все новых высококвалифицированных офицеров-подводников. Подобная работа Якова Алексеевича в тылу (хотя фактически это тоже был фронт) была высоко оценена командованием. Я. А. Солдатов в 1944 году был награжден орденом Красного Знамени.

В представлении на этот орден, в частности, говорилось: «Капитан 1 ранга Солдатов Яков Алексеевич дисциплинированный и тактичный офицер, требовательный к себе и к подчиненным. Состоя в должности преподавателя Курсов офицерского состава, благодаря своей настойчивости и упорству, сумел достичь хороших показателей».

Фрагмент представления Я. А. Солдатова к ордену Красного Знамени. Ноябрь 1944 г.

В победном 1945-м Яков Алексеевич был награжден вторым орденом Ленина. Кроме того, ему вручили медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», которые он заслужил по праву. Для «тыловика» подобные очень высокие знаки отличия (которые доставались далеко не каждому фронтовику) стали еще одной данью признания его выдающихся заслуг.

Им можно гордиться по праву!

Однако годы напряженного труда и почти три с половиной десятилетия флотской службы взяли свое — здоровье у ветерана стало сдавать, а флот (даже преподавательская работа требовала выходов в море на учебных субмаринах) требует лишь отличной физической формы. Поэтому вскоре после окончания Великой Отечественной войны в 1946 году капитан 1-го ранга Яков Алексеевич Солдатов, в ту пору один из наиболее опытных и заслуженных советских офицеров-подводников, вышел в запас. «На берегу» он прожил еще почти 17 лет и скончался в 1963 году в Ленинграде в пору своего 75-летия.

Многие командиры советских подводных лодок и флотоводцы послевоенной поры были питомцами старого моряка, родом из маленькой ковровской деревеньки, которым он дал путевку в жизнь и прекрасную выучку для дальнейшей флотской карьеры. И мы по праву можем гордиться тем, что легендарный моряк Яков Солдатов, стоявший у основ становления отечественного подводного флота, участник двух войн и сегодня кажущейся почти фантастической охоты на неуловимый «Бреслау», выходец из наших мест.


20 Декабрь 2019
Поделиться
в соцсетях: