Реклама

То ли велосипедная, то ли пешеходная

Печать

350 тыс.руб. выделили депутаты на разметку велодорожки и это очень вовремя, т.к. она почти стерлась. Но с разметкой или без нее, конфликтов между пешеходами и велосипедистами меньше не становится

На мой взгляд, конфликтуют пешеходы с велосипедистами по нескольким причинам:

1. Недостаточно места. 

Когда-то, триста лет назад, когда в Коврове планировались тротуары и их ширина, никто не думал о росте населения и о том, что велосипедистов переместят с дорог на тротуар, к пешеходам.

Тротуары в Коврове стали восстанавливать недавно и часть из них появилась благодаря велодорожке. Т.е. дорога, которую пешеходы привыкли считать своей, теперь поделена между ними и велосипедистами.

Тротуары узкие. Например, тротуар с разметкой для велодорожки, по ул Комсомольской, шириной около 2,5-2,8 м. Примерно, 40% тротуара отводится велосипедистам. Если подразумевается, что пешеходам по велодорожке идти нельзя, им остается шагать по дороге шириной 1.5-1.8 м. Люди по тротуару "гуськом", обычно не ходят. Больше всего пешеходов к вечеру, когда люди идут с работы или гуляют. Они идут парами, ведут детей за руку, надо не забывать, что навстречу тоже идут люди.  И в это время людям и велосипедам становиться тесно.

Для некоторых пешеходов, до сих пор нет разницы где идти. Полосу, отделяющую велосипедную дорожку от пешеходной, они не воспринимают серьезно, ПДД не знают.

Велосипедистам на выделенном участке тоже тесно. Они также, как пешеходы, могут передвигаться компанией или ехать навстречу друг другу. Пешеходы, в таком случае, воспринимаются как помеха и кому-то приходится уступать дорогу. 

О том, что на велодорожке будет тесно, знали еще на этапе проектирования заказчик и исполнитель, но ничего менять не стали, т.к. пришлось бы расширять тротуары, а это затратно. Всегда можно сослаться на действующие ГОСТ Р 52766-2007 “Автомобильные дороги. Элементы обустройства. Общие требования” и СП 34.13330-2012 “Автомобильные дороги”:

п. 5.46 Основные параметры велосипедных дорожек приведены в таблице 5.24.

Таблица 5.24

Нормируемый параметр

Рекомендуемые значения при новом строительстве

Минимальные при благоустройстве и в стесненных условиях

Велопешеходная дорожка с разделением пешеходного и велосипедного движения

4,00*

3,25**

Велопешеходная дорожка без разделения пешеходного и велосипедного движения

2,50***

2,00****

Велосипедная полоса

1,20

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м

0,5

0,5

* Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м.

** Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м.

*** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 15 пеш/ч.

**** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 50 пеш/ч.

  

Гост и СП, к сожалению, допускают минимальное значение, которое используется. Для города, интенсивности пешеходного трафика, ширина существующей велопешеходной дорожки в Коврове не достаточна. Человек занимает определенное кол-во сантиметров в пространстве. Например, ширина велосипеда и сидящего на нем велосипедиста в среднем составляет 75 сантиметров, взрослому человеку (если он не шагает в строю на параде с прижатыми к телу руками) требуется для свободного движения примерно столько же см. Получается, что не мешая друг другу, учитывая редкое встречное движение, по тротуару с выделенной полосой одновременно свободно могут передвигаться только 1 пешеход и 1 велосипедист.  Обратите внимание на интенсивность движения в час в соотношении с шириной велосипедной и пешеходной дорожки приведенные в таблице.

Лично у меня к заказчику велопешеходной дорожки никаких претензий нет. Даже наоборот, есть благодарность, т.к. до строительства велодорожки, тротуаров на ее месте не было. Были тропы, как в деревне, с редкими островками старого асфальта. Теперь, не боясь измазаться или утонуть в грязи, можно ходить пешком.

2. Велосипеды не оборудованы звонками. 

В городском шуме, почти не определяется шум от приближающегося сзади велосипеда. Для пешехода, возникновение велосипеда вдруг, из-за спины, всегда неожиданность. В ситуации, когда пешеход вдруг перестает идти ровно по прямой и резко шагает в сторону велодорожки, столкновение с приближающимся велосипедом неизбежно. По этому, приходится постоянно контролировать свое движение, крепко держать за руку ребенка, на поводке собаку и т.д. Когда-то, все велосипеды были оборудованы звонками и это помогало услышать их приближение. 

Лично была свидетелем ситуаций, когда велосипедист также внезапно появлялся из-за спины, при переходе по пешеходному переходу или навстречу, не снижая скорости. Хотя, пересекать дорогу на пешеходном переходе велосипедист должен пешком, идя рядом со своим транспортным средством.

Согласно пункту 4.1. ПДД, пешеходы:

Должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

В приведенном абзаце расставлены в приоритетном порядке участки дороги, где могут ходить пешеходы. Менять приоритетность можно только в порядке очередности,  в случае, когда специальный участок для пешеходов отсутствует или нет возможности по нему идти.

Если рядом идут велодорожка и пешеходная, пешеходам запрещено идти по велодорожке, даже если качество покрытия там лучше. Даже с коляской. 

Претензии велосипедистов к пешеходам, которые идут по велодорожке, законодательно обоснованы. А как же претензии пешеходов?

По правилам, по тротуару или пешеходной дорожке велосипедист может ехать, если сопровождает велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозит ребенка в возрасте до 7 лет. Велосипедисты нарушают эти правила, когда на велопешеходной дорожке нет (в пределах их видимости) или мало пешеходов. 

Сейчас, когда разметка стерлась (только знаки стоят), велосипедисты и пешеходы передвигаются по дорожкам как придется.

3. Терпимость и взаимная вежливость.

Примеры в основном негативные. Можно сказать, что правил нет, пока конфликтующие стороны не перейдут в рукопашную. Ругаются автомобилисты, пешеходы, велосипедисты, из-за нежелания признать правоту другого или просто уступить дорогу. Вежливое отношение друг к другу формируется годами воспитания и благополучной жизни. Сейчас об этом нет смысла говорить.

Наш журналист прогулялся по велодорожке, по всей ее протяженности и произвел замеры. Разметка почти полностью стерта, велополоса шириной от 1.07 до 1.17, общая ширина велопешеходной дорожки, в основном составляет от 2.5 до 3.2 м.

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" - крылатая фраза Виктора Степановича Черномырдина, не менее знаменитая, чем про "дураки и дороги". 

Всем нам, особенно молодежи, хочется жить в современном городе - с велодорожками, пространствами для скейтов, с качественными дорогами и тротуарами, наконец. Но, набившее оскомину "денег нет", сводит к нулю даже хорошие проекты. 







04 Июнь 2019
Поделиться
в соцсетях: